"Каждый ребенок особенный – все дети равные!"
В истории человеческой цивилизации отмечается разное и противоречивое отношение общества к детям с ограниченными возможностями: от равнодушия, ненависти и агрессии, до примеров заботы, милосердия. Но главное, чего ждут такие дети от общества – это сотрудничества с ними на равных условиях.
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Сегодня как никогда остро стала данная проблема. Многие дети с ОВЗ посещают специализированные детские сады, многие оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас, взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие из нас боятся, что дети не примут того ребенка. На это хочется сказать, что если дети общаются с детьми с ОВЗ, в них проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми с ОВЗ, они учатся быть терпимыми друг к другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважение, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ОВЗ дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам, взрослым, нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании. Взаимодействие детей "нормы" и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество, как для первых, так и для последних:
- развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к "особым детям", восприятие их как полноценных и равных себе членов общества;
- увеличение контактов с окружающими, развитие навыков межличностного взаимодействия через принятие различных социальных ролей и позиций, повышающих адаптационные возможности детей;
- активизация познавательного развития через социальные акты коммуникации и имитации;
- подражание принятому в обществе типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
- развитие самостоятельности посредством предоставления помощи;
- устранение социальной изоляции детей, усиливающей патологию и ведущей к развитию отклонений
Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям?
Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы, родители, будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Вам, родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия, как сочувствие, понимание, сопереживание.
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас может постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Никогда не надейтесь, что изменится кто-то другой.
Изменения всегда нужно начинать с самого себя!